Функциональная грамотность
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление - умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
Глобальные компетенции - способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Документы федерального уровня
Письмо Минпросвещения России от 28.09.2023 №03-1553 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) (смотреть)
Письмо Министерства просвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)
Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Письмо Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Письмо Министерства Просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Документы регионального уровня
Приказ Министерства образования Саратовской области от 11.10.2024 г № 1476 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области на 2024/2025 учебный год"
Письмо Минпросвещения Рос
Реализация комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся
Приказ Министерства образования Саратовской области от 19.09.2023 г № 1641 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2023/2024 учебный год"
Приказ от 20.06.2022 № 887 "Об утверждении целевых показателей и проведении мониторинга качества региональной системы образования"
Документы муниципального уровня
Приказ Комитета по образованию ЭМР № 618од от 17.10.2024г "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формированию и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2024 - 2025 учебный год."
Приказ Комитета по образованию ЭМР №862-од от 27.09.2023 г. "Об утверждении Плана по реализации мероприятий, направленных на формированию и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2023 - 2024 учебный год.
Приказ № 293од от 14.04.2022 г "О проведении муниципального мониторинга оценки механизмов управления качеством образования в образовательных организациях, подведомственных комитету по образованию администрации Энгельсского муниципального района"
Приказ № 117од от 14.02.2022 "Об итогах проведения мониторинга самодиагностики готовности общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию администрации Энгельсского муниципального района, к реализации проекта по формированию функциональной грамотности обучающихся"
Приказ от 31.10.2022 года № 511-од "Об итогах проведения совещания для школьных координаторов, курирующих формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, подведомственных комитету по образованию администрации Энгельсского муниципального района, в 2022/2023 учебном году"
Документы школьного уровня
Приказ МАОУ "ООШ с. Степное" от 18.10.2024 года № 158од "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся школы МАОУ "ООШ с. Степное" на 2024-2025 учебный год"
Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся МАОУ «ООШ с. Степное»
Банк открытых заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ (Письмо)
Министерство просвещения России информирует об открытии доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
формирование банка заданий;
формирование проектов тренировочных работ;
прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
проверку развернутых ответов экспертами;
накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.
В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru
Подробная инструкция по работе с системой // cloud.mail.ru
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9) классы по направлениям:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Глобальные компетенции
Финансовая грамотность
Креативное мышление